Наш логотип и баннер,
возможно скоро будут изготовлены наклейки!
|
|
|
ДВИГАТЕЛИ СКУТЕРОВ |
Все встречающиеся сегодня скутеры можно
разбить на две большие категории по типу двигателя — двухтактные и
четырехтактные. присущие особенности каждой конкретной модели также
обусловлены типом двигателя.
Несмотря на то, что многие производители
сейчас экспкриментируют с новыми, более экологичными и экономичными типами
двигателей и источниками питания для них (электрическими и топливными
элемкнтами), распространения данные типы двигателей пока не получили, поэтому
выделять их в отдельную категорию еще рано.
У каждого типа двигаткля есть свои плюсы и
минусы, которые обуславливают их применение на разных типах скутеров. Так,
к примеру, в скутерах с малой кубатурой двигателя используются такие
преимущества двухтактных двигателей как простота, дешевизна в производстве,
высокая удельная мощность.
На большекубатурных моделях применяются в
основном четырехтактные двигатели, имеющие ровную мощност-ную характеристику,
большую, по сравнению с двухтактными двигателями, экономичность и меньшую
токсичность выхлопа.
Геометрические параметры и основные детали
двигаткля:
1 — картер; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — головка
цилиндра; 7 — свеча зажигания
Четырехтактный мотор получил свое
название от количества тактов, важных для полного прохождения рабочего
цикла — впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Впускной цикл начинается в момент,
когда поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ), при закрытых клапанах.
При повороте коленчатого вала поршень идет вниз, открывается впускной клапан,
смесь засасывается в цилиндр. В момент прохождения поршнем нижней мертвой точки
(НМТ) впускной клапан закрывается, ограничивая количество засасываемой в
цилиндр бензо-воздушной смеси. Цикл впуска завершен. Коленчатый вал двигателя
продолжает вращкние, поршень снова идет вверх до ВМТ, сжимая смесь в цилиндре,
происходит второй такт — сжатие.
Смесь оказывается сжатой в небольшом
пространстве камеры сгорания, она готова к воспламенению искрой свечи
зажигания. В этот момент срабатывает свеча, поджигая смесь, что заставляет газы
расширяться с огромной силой, действуя на окружающие детали. Поскольку поршень
— это единственная часть, которая может двигаться, давление перемещает его
вплоть до нижней мертвой точки — это и есть такт рабочего хода.
Теперь необходимо удалить из цилиндра
остатки сгоревшей смеси, для этого открывается выпускной клапан, поршень снова
движется вверх до ВМТ, выталкивая отработавшие газы наружу, в выхлопную трубу
и, далее в глушитель. Когда поршень достигает ВМТ, выпускной клапан
закрывается, закончив, таким образом, такт выпуска.
Двухтактный мотор в соответствии с
названием совершает весь свой рабочий цикл за два такта и один оборот
коленчатого вала. Первый такт — это всасывание свежей смеси в кривошипную
камеру и сжатие смеси, рабочий ход, находящейся в цилиндре, а второй такт
-поджигание смеси в камере сгорания, продувка камеры сгорания свежей смесью и
выпуск отработавших газов.
Основным конструктивным отличием
двухтактного двигателя от четырехтактного является отсутствие клапанов и
механизма их привода. Функции клапанов выполняет сам поршень, открывающий и
закрывающий соответствующие окна на зеркале цилиндра. Пространство картера под
поршнем (кривошипная камера) также используется для газообмена. Еще одно
отличие двухтактного двигателя от четырехтактного — это отсутствие смазки
деталей двигателя под давлением — масло поступает вместе с бензо-воздушной
смесью.
Рабочий процесс в четырехтактном двигателе:
1 — впускной клапан; 2 — свеча зажигания; 3 — выпускной клапан
Масло в двухтактный мотор попадает из
отдельного бачка (раздельная смазка), либо заранее, в определенной пропорции
смешивается с топливом в бензобаке. В четырехтактном двигателе масло
присутствует в картере и циркулирует отдельно от бензо-воздушной смеси.
Главное преимущество двухтактного двигателя
в том, что в нем меньше движущихся частей, он дешевле, рабочий ход происходит
при каждом обороте коленчатого вала.
Минус же, по сравнению с «четырьмя тактами»
в меньшей экономичности и меньшем ресурсе деталей мотора, что связано со
смазкой всех деталей топливной смесью. Масло в этом случае разбавлено бензином
и его смазывающая способность гораздо ниже.
В последние годы четырехтактные двигатели
стали преобладать не только среди полноразмерной мототехники, но и на 50-кубовых
скутерах. Причиной этому — новые стандарты и ограничения по шумности и
токсичности выхлопа. В будущем можно прогнозировать полный запрет на
производство классических двухтактных карбюраторных двигателей в силу их несоотвктствия
современным требованиям.
Возрождение интереса к двухтактным моторам
возможно лишь при использовании принципиально новых технических решений.
к примеру, компания Aprilia совместно с фирмой Orbital разработала систему
организации двухтактного рабочего процесса под названием DiTech.
Рабочий процесс в двухтактном двигателе:
1 — автоматический пластинчатый впускной клапан; 2 — впускной канал; 3
-кривошипная камера (картер); 4 — продувочные (или перепускные) каналы (окна);
5 — выпускной канал (окно); 6 — свеча зажигания
В этом двигателе продувка осуществляется
чистым водухом, а топливо поступает под высоким давлением через форсунку в
головке цилиндра уже после закрытия выпускных окон. Для лучшего распылкния
бензин подается в струю воздуха, нагнетаемого миниатюрным компрессором. Смазка
деталей обеспечивается маслом, подаваемым «электронным» насосом в продувочный
воздух. мотор получается более сложным, но игра стоит свеч — его
экономичность выше, чем даже у четырехтактных конкурентов, а токсичность
отвечает всем современным нормам.
Компоновки скутерных двигателей в основном
стандартны — один наклонный или горизональный цилиндр, но иногда встречаются и
двухцилиндровые рядные, либо V-образные конструкции, как правило объем таких
двигателей выше 250 см3.
Двигатели многих современных скутеров имеют
систему впрыска, четырех-клапанные головки цилиндров с двумя распределительными
валами, для снижения токсичности выхлопа на них устанавливают каталитические
нейтрализаторы.
Мощность двигателей серийных 50-кубовых
скутеров сегодня находится в пределах 2,5–7 л.с. при массе аппарата в 75–100 кг.
.
|