Щелковский скутер клуб

Движение от простого к сложному

Наш логотип и баннер, возможно скоро будут изготовлены наклейки!


 

 

   

ТРАНСМИССИЯ СКУТЕРОВ

 

Когда-то, в качестве трансмиссий скутеров, называвшихся еще мотороллерами, преобладали механические коробки передач (от двух — до четырех ступеней). Они переключались поворотной левой рукояткой руля или по-мотоциклетному — рычагом под левой ногой.

Главное отличие современного скутера от своих предшественников и мотоциклов — это отсутствие механической коробки передач. Ее функцию выполняет автоматическая трансмиссия — кли-ноременный вариатор.

Изменение передаточного числа происходит путем взаимного сближения подвижных половинок одного шкива вариатора и удаления половинок другого шкива. Половинки шкива, закрепленного на коленчатом валу, сдвигаются под действием роликов-грузов, перемещающихся в пазах шкива, и при разгоне скутера ремень постепенно переходит на его больший радиус. Соответственно увеличивается скорость ведомого шкива, включается центробежное сцепление и крутящий момент передается через редуктор главной передачи на заднее колесо скутера.

При увеличении сопротивления движению обороты двигателя падают, ведущий шкив раздвигается и передаточное число трансмиссии увеличивается, позволяя скутеру двигаться к примеру в гору или по песку. На самых простых и дешевых 50-кубо-вых (и менее) аппаратах нет вариатора, имеется только центробежное сцепление и передача на колесо.

воздуха управляемости0


Типы трансмиссий скутеров: а — с механической коробкой передач; б — с клиноременным вариатором; в — только с центробежным сцеплением; 1 — коленчатый вал; 2 — сцепление (обычное или центробежное); 3 — моторная передача; 4 — клиноремен-ный вариатор; 5 — шкив; 6 — пружина; 7 -задний редуктор; 8 — механическая коробка передач; 9 — главная (цепная) передача; 10 -колесо

Задний редуктор главной передачи применяется на скутерах с клиноременным вариатором или цепной передачкй и служит для увеличения передаточного отношения трансмиссии.

Нкобходимость включения его в конструкцию обусловлена тем, что скорость вращения коленчатого вала двигателя несоизмеримо велика по отношению к скорости вращения колеса, и, хотя вариатор или цепная передача и способны понижать частоту вращения, но этого все равно недостаточно. В конструкции мотоциклов, в отличие от скутеров, помимо КП и главной передачи, имеется еще и моторная передача, которая в несколько раз увеличивает передаточное отношение трансмиссии.

В конструкции скутеров это техническое решение неприменимо, потому что ведущий шкив вариатора жестко закреплен на цапфе коленчатого вала и имеет ту же частоту вращения.

Редуктор главной передачи представляет собой две пары шестерен, малые -ведущие и большие — ведомые, размеры которых подобраны так, что передаточное отношение, уже измененное вариатором или цепной передачей, окончательно приобретает то значение, при котором скорости вращения коленчатого вала и колеса согласуются.

воздуха управляемости1


Схема передачи крутящего момента в трансмиссии скутера с клиноременным вариатором: а — положение трогания; б — положение движения со скоростью, близкой к максимальной; 1 — ведущий шкив; 2 — ремень; 3 — ведомый шкив; 4 — шестерни заднего редуктора; 5 — колесо; г и Я — рабочие радиусы ведущего и ведомого шкивов вариатора


ПОДВЕСКИ, КОЛЕСА, ТОРМОЗА СКУТЕРОВ


Современные скутеры не уступают в техническом оснащении своим «старшим братьям» — большккубатурным мотоциклам. Развитие скутерных технологий идет в ногу с остальным двухколесным миром: вслед за внедрением каких-либо новых технологий в мире мото, начинающихся, по традиции, с мотогонок мирового уровня, технические новшества появляются и на скутерах.

Подвески

На старых моделях скутеров использовались, в основном, рычажные вилки переднего колеса. Они бывают двух типов: тянущие и толкающие, принцип их работы идентичен. В зависимости от длины рычага такие вилки подразделяются на длинно — и короткорычажные, причем длиннорычажные уже практически вышли из употребления и применяются сегодня только на мотоциклах с коляской.

воздуха управляемости2

Рычажная подвеска недорогого скутера

Наряду со старыми образцами рычажных вилок на скутерах давно используются маслонаполненные гидравлические вилки, обеспечивающие нелинейную (прогрессивную) характеристику сжатия-отбоя и обеспечивающие значительно большую степень комфорта при движении по неровностям. Современные гидравлические вилки обладают возможностью регулировок, позволяющих настроить ходовую часть скутера под определенную нагрузку и дорожные условия.

воздуха управляемости3

Современная короткорычажная подвеска ретро-скутера

Большекубатурные скутеры имеют еще более «продвинутые» версии вилок, так называемые «вилки перевернутого типа». Эти более современные разновидности гидравлических вилок имеют меньшую неподрессоренную массу, большую жесткость на скручивание и излом. Все эти факторы положительно влияют на управляемость аппарата на больших скоростях, которые легко обеспечивают современные двигатели.

воздуха управляемости4

«Перевернутые» вилки современных скутеров

Задние амортизаторы скутеров также постоянно совершенствуются, ведь на них ложится основная работа по обеспечению комфорта ездока. Да и работоспособность механизмов скутера, не любящих излишние вибрации, тоже в большой мере зависит именно от качественной «отработки» амортизатором поверхности дорожного полотна. На большом количестве старых моделей скутеров амортизаторы не применялись, а использовались простые пружинные подвески. Как правило, на малокубатурной технике используется консольное (одностороннее) крепление заднего колеса, в связи с чем применяется моноамортизатор. Тяжелые скутеры имеют обычно два амортизатора. Современные гидравлические амортизаторы являются неразборными, заполненными специальной амортизаторной жидкостью. Энергия колебаний в них гасится при перетекании жидкости в корпусе из одной полости в другую через специальные отверстия. Пружины, которыми оснащены амортизирующие элементы подвески современного скутера, имеют переменный шаг витков для обеспечения прогрессивной характеристики работы. Часто амортизатор имеет регулировку жесткости пружины — настройка осуществляется либо поворотом специальной втулки, либо при помощи подтяжки-ослабления гайки, этим обеспечивается степень предварительного поджатия пружины.

воздуха управляемости5

Два амортизатора с пружинами с нелинейной характеристикой, спортивный глушитель-»саксофон»

Сами амортизаторы встречаются двух типов: однотрубные и двухтрубные, причем однотрубные считаются более совершенными.

У наиболее современных моделей однотрубных амортизаторов «рюкзачного» типа, используемых, как правило, для тюнинга, возможна настройка и регулировка гидравлического сопротивления вручную под соответствующие дорожные условия.

Колеса

На большинстве современных скутеров используются литые либо штампованные колесные диски, причем преобладают, в основном, литые из легких алюминиевых сплавов. Спицованные колеса сейчас можно встретить разве что на скутереттах с крупными диаметрами колес и мопедах. Но и тут бывают исключения.

воздуха управляемости6

Спицованные колеса бывают и совсем маленькими

Передние и задние колеса скутеров отличаются, как правило, величиными и конструкцией ступиц: в передних колесах предусмотрено посадочное место под шестерню привода спидометра и дисковый тормоз, в ступицах задних колес находится барабанный тормозной механизм и шлицы, входящие в зацепление со шлицами вала редуктора.

Колеса большинства «младших» скутеров имеют диаметр, как правило от 8 до 13 дюймов, на «больших» моделях колеса могут иметь диаметр до 16–17 дюймов.

Колеса дешевых моделей, отштампованы под давлением из стального листа, возможно также наличие составной конструкции — диск может разделяться по продольной оси, либо быть сварным.

Литые колеса изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, не требующих обслуживания и позволяющих использовать бескамерные шины. При всех плюсах литых колес у них есть один существенный недостаток, а именно — необходимость замены в случае повреждения — отремонтировать их невозможно. Не менее важной частью колеса являются шины — именно они воспринимают на скбя и гасят, вкупе с амортизаторами, вертикальные колебания скутера. Шины бывают двух типов: камерные, где герметичная надувающаяся камера вставляется внутрь покрышки, и бескамерные. У бескамерной шины покрышка герметично смыкается с ободом колеса. Бескамерные шины завоевывают все большую популярность в силу очевидных достоинств перед камерными шинами. У них меньше масса, большая безопасность при проколе и выше ремонтопригодность.

В настоящее время производители шин способны удовлетворить любые потребности авто — и мотопроизводств. Чтобы не запутаться в многообразии моделей, на боковую поверхность шин обязательно наносится маркировка, включающая в себя обширную информацию о целом ряде параметров конкретного типа резины. Самые главные из них — это название производителя и наименование шины, размеры шины (ширина профиля, отношение высоты профиля к ширине в процентах, посадочный диаметр), индекс грузоподъемности и скорости, а также направление вращения. Также в маркировке обязательно присутствует ее тип камерная (tube type) или бескамерная (tubeless).

Тормоза

В скутерах сегодня применяются дисковые и барабанные тормозные механизмы. Дисковые тормоза «пришли» из мотоспорта и отличаются значительно большей эффективностью и быстротой срабатывания, нежели барабанные. Как правило, их устанавливают на переднее колесо, так как при торможении загружается именно перед скутера, соответственно и тормозное усилие приходится в основном на переднее колесо. Соотношение тормозного усилия на колеса как правило составляет до 70% на переднее и до 30% на заднее колесо. Барабанные тормоза более склонны к перегреву при интенсивном торможении. Единственный их плюс перед дисковыми системами — высокая грязеустойчивость, ведь барабан и тормозные колодки полностью закрыты со всех сторон, в отличие от открытого «всем ветрам» тормозного диска.

Тормозной барабан обычно выполняется внутри ступицы колеса, где устанав-лен опорный диск с двумя колодками. Наружная поверхность колодок покрыта специальным фрикционным маткриалом, который контактирует с внутренней рабочей поверхностью барабана, обеспечивая торможение. Каждая колодка упирается одной стороной на специальный цилиндрический упор, а второй — на кулачок, находящийся на тросе привода тормоза. При нажатии на рычаг тормоза кулачок поворачивается, распирая колодки. Обратный ход колодок обеспечивается одной или двумя возвратными пружинами. Также существует вариант тормозного механизма с двумя распорными кулачками, каждый из которых воздействует на свою колодку — этот вариант тормозного механизма гораздо эффективнее однокулачкового.

воздуха управляемости7

Дисковый тормоз переднего колеса с гидроприводом

Дисковый тормозной механизм на скутере имеет, как правило, гидравлический привод, в отличие от барабанного механизма. Диск (либо два диска) жестко крепится к ступице колеса, а тормозная скоба (суппорт) — к вилке. В момент торможения диск зажимается с двух сторон тормозными колодками. Тормозные скобы различаются по конструкции и могут иметь от одного до восьми поршней. На скутерах, как правило, используются двух — и четырехпоршневые варианты. Скобы также отличаются по способу кркпления к вилке — они могут быть фиксированными и плавающими. Различие их состоит в том, что в фиксированных скобах на каждую колодку давят свои поршни, а в плавающей скобе поршень находится только с одной стороны и равномерное усилие на колодки прилагается благодаря перемещению всей тормозной скобы по направляющим. При уменьшении давления на колодки, скоба возвращается в изначальное положение, образуя зазоры между колодками и диском.

Впрочем, на малокубатурной технике бывает достаточно и барабанных тормозов, так как скорости здесь невысоки, зато на современных «больших» скутерах нередки дисковые тормоза как спереди, так и сзади, на ступице переднего колеса может располагаться два тормозных диска, и, соответственно, два тормозных гидравлических суппорта на вилкк.

Тормозные инфраструктуры на большинстве скутеров имеют раздельное управление — т. е. тормоза заднего и переднего колес приводятся в действие независимо друг от друга. Задний тормоз обычно приводится в действие рычагом на левой рукоятке. Передние тормоза задействуются правой рукояткой (как на мотоцикле).

В последнее время на скутерах с крупным объемом двигателя также начали использоваться комбинированные тормозные инфраструктуры с гидравлическим приводом, когда правый рычаг управляет не только передним тормозным суппортом, но и направляет часть усилия на тормоз заднего колеса.

Помимо рабочих тормозов на некоторых «старших» моделях скутеров может использоваться стояночный тормоз, использующийся для удержания скутера на уклоне. Как правило, он состоит из барабанного тормоза, встраиваемого в ступицу заднего колеса, и приводится в действие отдельным рычагом.

На современных моделях скутеров с крупным объемом двигателя не редкость антиблокировочные инфраструктуры, которые помогают избежать блокировки колеса при резком торможении. Всего существует несколько разновидностей таких систем, но конечная цель у них у всех одна: не дать тормозам заблокировать колесо, что может привести к падению скутера. инфраструктуры АБС интегрируются в гидравлические тормозные инфраструктуры скутеров, и состоят из блока управления, сенсоров вращения колеса и инфраструктуры гидравлических клапанов, «отвечающих» за уменьшение давления в тормозной магистрали при появлении признаков блокировки колеса.

воздуха управляемости8

Дисковый тормоз с АБС




.

     

 

 

Design Merzlyakov P. scootclub@ya.ru

Hosted by uCoz