Наш логотип и баннер,
возможно скоро будут изготовлены наклейки!
|
|
|
ПРИТИРКА КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ СКУТОРА |
Если проливка клапанов керосином показала
их негерметичность, а внешний осмотр не выявил дефектов седла клапана и его
рабочей кромки (сколы, глубокие задиры, прогар), клапан необходимо притереть к
седлу.
1. Очищаем клапан и седло от нагара, частиц
сажи и прочих отложений. Для этого можно воспользоваться очистителем
карбюратора или растворителем.
2. Подбираем подходящий по диаметру к
стержню клапана пластиковый или резиновый шланг или трубку, а также сверло или
инструментальный наконечник примерно того же диаметра.
3. Наносим на рабочую кромку клапана
притирочную пасту.
Если во время проливки клапанов керосин
вытек относительно быстро, нкобходимо производить притирку в два этапа — сначала
среднезер-нистой притирочной пастой, а затем мелкозернистой. Если уровень
керосина за контрольное время проливки лишь немного понизился, допускается
одноэтапная притирка клапанов мелкозернистой пастой.
4. Устанавливаем клапан на его место,
надеваем на стержень трубку, наконечник или сверло зажимаем в патрон
электродрели или шуруповерта, надеваем шланг вторым концом на наконечник.
Для надежности соединения можно
дополнительно закрепить шланг на наконечнике и клапане хомутами или мягкой
проволокой.
5. Прикладывая нето усилие на «вытягивание»,
чтобы прижать кромку клапана к седлу, по нескольку секунд вращаем клапан
попеременно в разные стороны.
Если вы пользуетесь электродрелью — установите
самые малые обороты вращения патрона, если электрическим шуруповертом — можно
установить максимальные обороты.
Обычно, для качественной притирки одного
клапана необходимо 4–7 минут обработки на каждом этапе.
6. Перед сборкой узла нкобходимо особо
тщательно промыть и продуть сжатым воздухом головку цилиндра и клапаны, во
избежание попадания абразива притирочной пасты в направляющие клапанов и в
цилиндр. Попадание частиц абразива в пары трения приведет к быстрому и
невосстановимому износу деталей и выходу их из строя. Для промывки можно
использовать керосин, уайт-спирит или очиститель карбюратора.
7. Для сборки клапанного механизма можно
воспользоваться специальным приспособлением, или воспользоваться более
доступным способом (см. ниже).
Сборка клапанного механизма
Клапаны в четырехтактном двигателе не
взаимозаменяемы.
Устанавливаем клапан в головку цилиндра,
смазав его стержень моторным маслом.
Устанавливаем упорную шайбу пружины.
Устанавливаем маслосъкмный колпачок.
Колпачок должен быть надет на свое посадочное место (канавку) без перекосов, не
слишком глубоко и не слишком мелко. Для напрессовки колпачка на направляющую
можно воспользоваться торцовой головкой подходящего диаметра.
Устанавливаем пружину(ны) клапана.
Устанавливаем верхнюю тарелку пружины.
Устанавливаем головку цилиндра на твердую
поверхность, подложив под тарелку клапана упругий предмет (см. фото на с. 165).
Поскольку пружина(ны) клапана находится в
свободном состоянии, ее длина больше, чем длина стержня клапана. В
образовавшийся «колодец» через отверстие в верхней тарелке клапана опускаем
сухари.
Пальцами нажимаем на верхнюю тарелку,
сжимая пружины до тех пор, пока сухари не займут свое рабочее положение (в
канавке стержня клапана).
Для данной операции можно попросить
помощника направить пинцетом сухари в нужное положение, так как, скорее всего,
они не сразу попадут в канавку.
• После сборки головки цилиндра проводим
повторную контрольную про-ливку клапанов керосином. Если уровень керосина черкз
две минуты не изменился — притирка клапанов выполнена качественно. Если уровень
упал — необходимо выяснить, какой из клапанов течет, и повторить притирку
негерметичного клапана.
Цилиндро-поршневая группа
• Сборка цилиндро-поршневой подгруппы
производится в последовательности, обратной разборке.
• Поршень должен быть правильно
ориентирован. На донышке поршня, как правило, нанесена метка «IN» — обозначающая
сторону поршня, которая должна быть ориентирована на впускной клапан.
• Если на поршне нарисована стрелка, то
поршень должен быть ориентирован этой стрелкой к выпускному клапану.
• В четырехтактных двигателях чаше всего
применяется поршень с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. В
свою очередь, маслосъемное кольцо состоит из двух плоских колец и одного
гофрированного. Необходимо развести замки колец маслосъемного кольца на 180»
друг относительно друга, для наиболее эффективной работы.
На фото для наглядности установлены меньшие
углы между замками
• Замки компрессионных колец также
необходимо развести друг относительно друга на 180°, чтобы обеспечить
уплотнение.
На фото для наглядности установлены меньшие
углы между замками.
• Устанавливакм новую прокладку под
цилиндр. Повторное использование старой прокладки не допускается!
Для удобства монтажа поршня в цилиндр можно
обернуть поршень полоской, вырезанной из пластиковой бутылочки от газировки,
утопив таким образом, кольца в канавках, подвести к поршню цилиндр, и,
аккуратно сдвигая пластиковую оправку, надеть цилиндр на поршень.
Если цилиндр не надевается на поршень, это
говорит о том, что одно из колец вышло из своей канавки и уперлось в торец
гильзы цилиндра. Не допускается забивать цилиндр на поршень или прикладывать к
цилиндру чрезмерные усилия, так как это может привести к поломке поршневых
колец. Необходимо просто аккуратно прижать кольцо, чтобы оно не выступало за
края канавки.
Сборка газораспределительного механизма
1. Устанавливаем новую прокладку головки
цилиндра.
Прокладка головки цилиндра выполняется из
мягкого металла (медь, алюминий) и после затяжки гаек головки цилиндра
деформируется, тем самым обеспечивая герметичность соединения. Повторная
установка прокладки головки цилиндра не допускается.
2. Устанавливаем успокоитель цепи ГРМ.
3. Устанавливаем головку цилиндра.
4. Устанавливаем поршень в ВМТ по меткам на
маховике. Обычно это метка «Т» на маховике. Совмещаем метку с приливом на
картере двигателя.
Следующая операция является одной из
наиболее важных при сборкк двигаткля. Важно очень точно совместить все метки.
Ошибка в установке цепи даже на 1–2 зуба приведет к тому, что мотор не
будет работать правильно, и вероятно это даже приведет к серьезным поломкам
деталей ГРМ и ЦПГ при попытке запуска двигателя!
5. Убедившись, что цкпь привода ГРМ не
соскочила с ведущей звездочки на коленчатом валу, устанавливаем
распределительный вал в головку цилиндра, одновременно надев на его звездочку
цепь так, чтобы метки на звездочке распределительного вала расположились
параллельно плоскости кромки головки цилиндра, а кулачки были направлены вниз
(внутрь головки).
6. Устанавливаем опору коромысел, сориентировав
ее согласно установочным меткам. Смазываем кулачки и подшипники
распределительного вала.
На опоре коромысел нанксены буквы «ЕХ» — что
означает «EXHAUST» — выпуск. Метка «ЕХ» должна располагаться над выпускным
клапаном.
• Проверьте правильность осевой установки
распределительного вала (убедитесь, что подшипники распределительного вала
правильно расположились на постелях). Вероятно, на каких-то моделях скутеров на
держателе будет нанесена метка «IN» — «INTAKE» — впуск. Соответственно, метку «IN»
необходимо располагать над впускным клапаном.
При сильной деформации (сплющенности)
медных шайб они подлежат замене, так как если шайбы будут прилегать неплотно
из-за подтекания масла, в системе смазки упадет давление и мотор быстро выйдет
из строя. Уплотнение этого соединения каким-либо герметикой недопустимо.
7. Устанавливаем на шпильки уплот-нительные
медные шайбы.
8. Наворачиваем все четыре гайки крепления
головки цилиндра, не затягивая их.
9. Утапливаем рабочий сткржень на-тяжителя
цепи ГРМ внутрь корпуса.
10. Устанавливаем натяжитель цепи ГРМ
наместо, затягиваем болты его крепления.
11. Вставляем рабочий болт и пружину
натяжителя цепи ГРМ, затягиваем его. При этом можно будет услышать присущие
щелчки — сработает храповой механизм рабочего стержня натяжителя который, под
воздействием пружины, выйдет из корпуса и натянет цепь ГРМ.
12. Последовательно, крест-накрест
затягиваем гайки крепления головки цилиндра в 3–4 приема. Окончательный момент
затяжки — 10–15 Нм (Более точные значения можно найти в инструкции по ремонту к
конкретной модели скутера).
13. Вворачиваем и затягиваем дополнительные
болты крепления головки цилиндра.
14. Торцовым ключом за центральный болт
маховика, или руками, держась за маховик, медленно проворачиваем коленчатый вал
двигателя по часовой стрелке на 3–4 оборота, чтобы убедиться, что фазы ГРМ
установлены верно, и поршень не сталкивается с клапанами.
15. Устанавливаем коленчатый вал в ВМТ
такта сжатия и еще раз контролируем правильность установки распределительного
вала по меткам.
16. Регулируем клапанные зазоры, (см. Регулировка клапанных зазоров).
17. Проворачиваем коленчатый вал на
несколько оборотов и еще раз контролируем правильность установки клапанных
зазоров.
18. Устанавливаем крышку головки цилиндра и
затягиваем ее болты.
19. Надеваем шланг вентиляции картера на
штуцер в крышке головки цилиндра.
20. Устанавливаем кожух охлаждения
цилиндра.
Не забудьте извлечь из впускного коллектора
бумагу, если при разборке вы закрывали кго от грязи.
21. Устанавливаем впускной патрубок в сборе
с карбюратором.
В большинстве случаев, при установке
выпускной инфраструктуры, прокладка выпускной трубы нуждается в замене. Лучше при
сборке заменить ее новой.
22. Устанавливаем выпускную систему.
23. Заправляем мотор маслом.
.
|