Щелковский скутер клуб

Движение от простого к сложному

Наш логотип и баннер, возможно скоро будут изготовлены наклейки!


 

 

   

РЕГУЛИРОВКА СВЕТ ФАРЫ СКУТЕРА

 

1. Направление светового потока фары головного света изменяется поворотом регулировочного винта.

головок каталогу6

Регулировка необходима при нарушении освещения дороги перед скутером, когда луч фары слепит водителя встречного транспорта, но не освещакт дорогу или освещает ее слишком близко к скутеру (2–3 м).

Регулировку света фары рекомендуется проводить в темное время суток на ровной площадке. Скутер должен стоять на колесах в пяти метрах от стены (любой ровной вертикальной поверхности), перпендикулярно к ней, без использования центральной подставки, а водитель должен находиться за рулем. Свет регулируется так, чтобы световое пятно располагалось на стене, как отображено на рисунке.

головок каталогу7







ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ СКУТЕРА СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Снятие

Снятие замка зажигания производиться при снятых облицовках передней части скутера (см. Облицовки — снятик и установка).

1. Отсоединяем два разъема проводов, идущих к замку зажигания.

головок каталогу8

2. Отворачиваем два болта крепления замка зажигания.

головок каталогу9

3. Вынимаем из посадочного места замок в сборе с запорным штырем рулевой колонки.

случаях заменять0

Установка

Сборку и установку производим в обратной последовательности, предварительно нанеся на клеммные колодки проводов токопроводящий состав и покрыв запорный штырь рулевой колонки пластичной смазкой.










ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ СКУТЕРА СНЯТИЕ, УСТАНОВКА И РЕГУЛИРОВКА

Снятие

Для проведения работ со звуковым сигналом скутера необходимо снять переднюю часть облицовки (см. Облицовки — снятие и установка)

1. Снимаем клеммы проводов звукового сигнала.

накладок транспортное

2. Удерживая сигнал рукой от прово-рота, отворачиваем гайку его крепления.

клапанов наиболее

3. Снимаем звуковой сигнал.

головок каталогу

Установка

Установку звукового сигнала производим в обратном порядке, предварительно проверив работоспособность звукового сигнала.

Регулировка

При необходимости громкость и тональность звукового сигнала можно отрегулировать поворотом регулировочного винта на корпусе сигнала.











ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА СКУТЕРА РАЗБОРКА И СБОРКА


Разборка

Работы по демонтажу перьев вилки проводятся при снятой облицовке передней части скутера. Для удобства демонтажа перьев вилки рекомкндуется снять вилку в сборе (см. Подшипники рулевой колонки — обслуживание).

1. Снимаем верхний пыльник пера вилки, осторожно поддев его шлицевой отверткой.

случаях заменять

2. Пассатижами и отверткой вынимаем стопорное кольцо.

гораздо обороты

3. Ослабляем затяжку болта, фиксирующего перо вилки в траверсе.

головой животных

4. Вынимаем перо из траверсы.

накладок транспортное

5. Ослабляем затяжку болта, фиксирующего шток амортизатора в нижней части пера.

приходится ВЫПУСКА

6. Снимаем пыльник пера, осторожно поддев его шлицевой отверткой.

амортизаторы набором

7. Снимаем пыльник.

накладок транспортное0

8. Щипцами извлекаем стопорное кольцо пробки пера, находящееся под пыльником.

накладок транспортное1

9. Вдвинув шток внутрь, извлекаем из штока верхнюю пробку.

накладок транспортное2

10. Сливаем отработанное масло из вилки в подходящую емкость.

накладок транспортное3

11. Извлекаем пружину вилки.

накладок транспортное4

12. Отворачиваем фиксирующий болт штока амортизатора.

накладок транспортное5

13. Разделяем направляющую и нижнюю часть пера вилки.

накладок транспортнок6

14. Извлекаем шток амортизатора.

накладок транспортное7

15. Извлекаем сальник вилки, поддев его шлицевой отверткой.

накладок транспортное8

Промываем все детали вилки в керосине и осматриваем их. Если заметны сильные повреждения или износ хромового покрытия неподвижных труб, необходимо заменить детали или вилку в сборе.

Сборка

1. Запрессовываем сальник вилки при помощи оправки либо используя торцовую головку подходящего величины (см. Сальники — замена).

накладок транспортное9

2. Установку остальных деталей вилки производим в обратной последовательности, залив требуемый объем масла, рекомендованного производителем согласно инструкции к скутеру.

клапанов наиболее0

В качестве заменителей специального масла для амортизаторов вилки подходят жидкость для гидроусилителей рулевого управления или масло для автоматических коробок передач (ATF).



ПОДШИПНИКИ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА СКУТЕРА ЗАМЕНА


Колесные подшипники скутеров, как правило, закрытого типа с «пожизненным» запасом смазки, поэтому демонтировать их приходится обычно только с целью замены.

Снятие

Для демонтажа подшипников переднего колеса необходимо снять переднее колесо (см. Переднее колесо — снятие и установка). Рекомендуктся также снять тормозной диск (см. Тормозной диск — замена) во избежание его повреждения при замене подшипников.

При замене подшипников руководствуйтесь правилами (см. Подшипники — дефектовка и замена).

клапанов наиболее1

Во избежание перккоса подшипника при демонтаже наносить удары по выколотке необходимо, упирая ее в противоположные стороны распорной втулки. Колесо можно при необходимости установить, подложив под обод два деревянных бруска.

1. Уперев выколотку из мягкого металла в распорную втулку ступицы колеса, аккуратными ударами молотка выбиваем один из подшипников.

клапанов наиболее2

2. Извлекаем один из подшипников ступицы вместе с распорной втулкой.

клапанов наиболее3

3. Оставшийся подшипник демонтируем также, как и снятый, при помощи I выколотки и молотка.

Установка

1. Установку подшипников и распорной втулки производим в обратном порядке, предварительно нанеся на втулку и подшипники тонкий слой пластичной смазки

2. Для запрессовки подшипников в ступицу колеса можно использовать подходящую по размеру инструментальную головку.



ПОДШИПНИКИ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ СКУТЕРА ОБСЛУЖИВАНИЕ

Проверку и обслуживание подшипников рулевой колонки рекомендуется проводить каждые 8–10 тыс. километров пробега скутера.

Работы по обслуживанию подшипников рулевой колонки проводятся при снятой облицовке передней части скутера.

Также рекомендуется демонтировать переднее колесо (см. Переднее колесо — снятие и установка) и тормозной суппорт (см. Колодки дискового тормозного механизма — замена).

Устанавливаем скуткр на центральную подставку.

1. Отворачиваем два болта, удерживающие верхнюю часть рулевой колонки.

клапанов наиболее4

2. Снимаем верхнюю часть рулевой колонки, вместе с рулем и приборной панелью.

клапанов наиболее5

3. Удерживая стопорную гайку вилки, отворачиваем контргайку.

клапанов наиболее6

клапанов наиболее7

Если подшипники рулевой колонки насыпные, необходимо быть осторожным при проведении следующей операции — шарики могут рассыпаться (в случае отсутствия пластичной смазки в обоймах).

4. Отвернув гайку вилки, сдвигаем вилку в сборе с траверсой и осью вниз, так, чтобы шарики нижнего опорного подшипника не выпали из обоймы (можно извлечь их магнитом).

клапанов наиболее8

5. В случае использования насыпных подшипников в рулевой колонке, аккуратно собираем все шарики и промываем их в керосине.

6. Наносим слой пластичной смазки на кольца подшипников, предварительно очистив их от грязи и остатков старой смазки.

клапанов наиболее9

7. Устанавливаем шарики на нижнее кольцо нижнего опорного подшипника.

головок каталогу0

8. Устанавливаем шарики подшипников на кольцо верхнего опорного подшипника.

головок каталогу1

8. Наносим слой пластичной смазки на гайку вилки и аккуратно устанавливаем вилку на место, следя за тем, чтобы ось вилки не сместила шарики с колец подшипников.

головок каталогу2

9. Затягиваем гайку вилки и фиксируем ее контргайкой.

10. Устанавливаем все детали в обратной последовательности.

ЗАДНИЙ АМОРТИЗАТОР СКУТЕРА — ЗАМЕНА

Снятие

Устанавливаем скутер на центральную подставку.

1. Отворачиваем болт нижнего крепления амортизатора.

головок каталогу3

2. Извлекаем болт нижнего крепления амортизатора.

головок каталогу4

3. Отворачиваем гайку вкрхнего крепления амортизатора, при необходимости, удерживая болт вторым ключом.

головок каталогу5

4. Извлекаем болт верхнего крепления амортизатора и снимаем амортизатор.

На штоке амортизатора не должно быть заметных следов масла, механических повреждений, видимых деформаций, коррозии. Чаше всего на скутерах применяются неразборные амортизаторы, и в случае наличия указанных повреждений, амортизатор подлежит замене.

Установка

Установку амортизатора производим в обратной последовательности.








БЕНЗОБАК И МАСЛОБАК СКУТЕРА — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Схема бензобака и маслобака и основной принцип работы приведены на рисунке.

головок каталогу6

Автоматический топливный кран: 1 — мембрана; 2 — игла; 3 — седло иглы; 4 -бензобак; 5 — топливный штуцер; 6 — штуцер-подвода разрежения; 7 — пружина

Снятие

Для демонтажа бензобака и маслобака необходимо сначала снять багажник, заднюю часть облицовок и седло с подседельной емкостью (см. Облицовки — снятие и установка).

Перед снятием баков необходимо слить из них бензин (масло), либо, если эта операция трудновыполнима, заглушить шланги.

1. Отворачиваем четыре болта заднего бугеля.

головок каталогу7

2. Снимаем бугель, сдвигая его вверх.

головок каталогу8

3. Отсоединяем провода скнсоров уровня топлива.

головок каталогу9

4. Ослабив хомут, снимаем маслопровод с маслобака.

случаях заменять0

5. Отворачиваем два болта крепления j маслобака.

накладок транспортное

6. Снимаем маслобак, сдвигая его вверх.

клапанов наиболее

7. Отворачиваем четырк болта заднего подкрылка, для получения доступа к автоматическому топливному крану.

головок каталогу

8. Снимаем подкрылок, сдвигая его вперед и вниз.

случаях заменять

9. Ослабляем хомуты на топливном кране и снимаем два шланга.

гораздо обороты

10. Снимаем бензобак, сдвигая его вперед и вверх.

головой животных

Установка

Установку бензо — и маслобака производим в обратной последовательности.





ГЛУШИТЕЛЬ СКУТЕРА — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Снятие

1. Удерживая накидным или торцовым ключом фиксирующие гайки, шестигранным ключом отворачиваем три болта крепления глушителя к трубе.

накладок транспортное

2. Шестигранным ключом отворачиваем три болта, крепящих глушитель к раме и крылу заднего колеса скутера.

приходится ВЫПУСКА

3. Снимаем глушитель и стальную фиксирующую пластину.

амортизаторы набором

4. При необходимости отворачиваем винты защитного экрана глушителя.

накладок транспортное0

5. Снимаем защитный экран с глушиткля.

6. Снимаем прокладку глушителя.

накладок транспортное1

Установка

Установку глушителя производим в обратном порядке, не забыв установить фиксирующую пластину на место. При необходимости, заменяем прокладку.

накладок транспортное2








МОТОР СКУТОРА — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Снятие

Прежде чем приступить к работе, обрабатываем крепежные соединения, которык собираемся разбирать, проникающей смазкой, так как большинство из них постоянно подвергаются воздействию воды, пыли и, скорее всего, корродировали.

1. Устанавливаем скутер на центральную подставку.

2. Отсоединяем отрицательный провод от аккумуляторной батареи, (см. Аккумуляторная батарея — снятие и установка).

3. Снимаем заднюю часть облицовки и сиденье с подседельной емкостью (см. с. 66).

4. Подкладываем под нижнюю часть рамы дополнительный упор (к примеру, деревянные бруски).

накладок транспортное3

Далее необходимо отсоединить все элементы, связывающие силовой агрегат с остальными частями скутера.

накладок транспортное4 

Перед выполнением следующей операции, на скутерах с двухтактным двигателем с раздельной системой смазки необходимо слить масло из маслобака. Если это делать нкжелательно, то при снятии маслопровода необходимо заглушить штуцер маслобака.

накладок транспортное5

5. Пассатижами снимаем пружинный хомут и снимаем шланг подачи масла со штуцера маслобака.

накладок транспортное6

6. Снимаем с карбюратора все подходящие к нему шланги, (см. Карбюратор переменного разрежения — разборка, промывка и сборка)

7. Размыкаем все разъемы, соединяющие силовой агрегат с бортовой сетью скутера.

накладок транспортное7

8. Отсоединяем клеммы от катушки зажигания.

накладок транспортное8

9. Отворачиваем винт крышки мембраны дроссельной заслонки (см. с. 115)

10. Вынимаем дроссельную заслонку из карбюратора вместе с тросом и дозирующей иглой (см. с. 116).

11. рекомендуется помнить, что к силовому агрегату всегда подключен дополнительный провод «массы». Необходимо найти место его подключения и отсоединить его.

накладок транспортное9

12. Отсоединяем от рычага заднего тормоза трос или тягу (в случае, если привод — механический).

клапанов наиболее0

11. Вынимаем наконечник троса из бобышки рычага тормоза.

клапанов наиболее1

12. Отворачиваем хомут оплетки троса тормоза от картера силового агрегата и освобождаем трос.

клапанов наиболее2

Если на заднем колесе установлен дисковый гидравлический тормоз, необходимо снять весь суппорт в сборе, а также убедиться в том, что тормозной шланг не закреплен на картере силового агрегата. При необходимости, рекомендуется освободить его.

13. Отворачиваем болты крепления амортизатора и снимаем его (см. Задний амортизатор — замена).

14. Отворачиваем болты (либо гайку оси) крепления силового агрегата к раме, вынимаем болты (ось).

клапанов наиболее3


клапанов наиболее4 

Прежде чем вынуть силовой агрегат из рамы, убедитесь, что скутер устойчиво стоит на дополнительной опоре (см. п. 3), так как центральная подставка часто крепится к картеру силового агрегата. После демонтажа болтов крепления агрегата к раме скутер уже не будет опираться на подставку.

16. Силовой агрегат освобожден, теперь можно вынуть кго из рамы, сдвинув назад.

клапанов наиболее5

Установка

Установку силового агрегата производим в обратной последовательности.



РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННЫХ ЗАЗОРОВ НА СКУТЕРЕ


Задние облицовки сняты, седло с подседельной емкостью снято, крышка головки цилиндра снята, (см. Облицовки — снятие и установка).

1. регулировка клапанных зазоров производится на холодном двигателе (15–30°С).

2. Устанавливаем коленчатый вал двигателя в ВМТ такта сжатия:

• извлекаем пробку из смотрового окна в кожухе охлаждения двигателя;

клапанов наиболее6

Направление вращения двигателя — по часовой стрелке со стороны вентилятора. Не допускается прокручивание коленчатого вала по направлению против часовой стрелки!

• вращая коленчатый вал торцовым ключом за центральный болт крыльчатки вентилятора, совмещаем метку «T» (У разных производителей обозначения ВМТ на маховике могут отличаться) на роторе генератора с приливом на картере.

клапанов наиболее7

На фото кожух охлаждения снят для наглядности

клапанов наиболее8

Чтобы определить ВМТ такта сжатия, достаточно посмотреть на расположение кулачков распределительного вала. Если кулачки направлены «вниз», поршень находится в ВМТ такта сжатия.

3. Щупом измеряем зазор между толкателем и стержнем клапана. Для двигателей объемом 50–100 куб. см, клапанные зазоры (Точные данные можно найти в инструкции по ремонту конкретной модели скутера) составляют 0,03–0,07 мм.

клапанов наиболее9

4. Накидным ключом ослабляем затяжку контргайки регулировочного винта толкателя.

головок каталогу0

5. Пассатижами с узкими губками вращаем регулировочный винт, одновременно контролируя зазор щупом нужной толщины. Зазор выставлен правильно, если щуп движется в нем с натягом, но не свободно и не защемляется между клапаном и толкателем.

6. Придерживая регулировочный болт пассатижами в установленном положении, затягиваем контргайку.

головок каталогу1

7. Еще раз контролируем правильность установки зазора.

8. Регулируем зазор у второго клапана.

9. Устанавливаем все снятык детали в обратной последовательности.



КАРБЮРАТОР СКУТЕРА РАЗБОРКА, ПРОМЫВКА И СБОРКА


Карбюратор постоянного разрежения — разборка, промывка и сборка

Carburetor CV — Constant velocity — карбюратор постоянного разрежения (англ.).

Пластиковые облицовки задней части скутера сняты, сиденье и подседельная емкость сняты (см. с. 66).

головок каталогу2

Прежде чем начать работу по промывке карбюратора, готовим рабочее место: на верстаке должно быть абсолютно чисто, желательно, чтобы в воздухе также было минимум пыли.

Стелим на верстак чистую бумагу — все извлеченные детали мы будем складывать на нее.

1. Перед снятием карбюратора с двигателя, закрываем топливный кран (если он механический) и сливаем топливо из поплавковой камеры:

• Устанавливакм скутер на центральную подставку.

• Подставляем под центральную часть скутера подходящую емкость (0,5 л) для сбора бензина, (предварительно рекомендуется найти, в каком месте под днищем выведена дренажная трубка).

• Ослабляем и выворачиваем на несколько оборотов дренажный винт (отображено на снятом карбюраторе).

Топливо стечет через дренажную трубку в емкость.

головок каталогу3

головок каталогу4

Не рекомкндуется выворачивать дренажный винт полностью. Достаточно вывернуть его на полтора — два оборота.

1. Снимаем карбюратор с двигателя. (см. с. 123).

2. На карбюраторах постоянного разрежения (CV) чаще всего используется поворотная дроссельная заслонка. Снимаем трос привода заслонки с поворотного сектора.

3. Отсоединяем от карбюратора все шланги.

4. Отворачиваем два винта крепления электромагнитного пускового обогатителя.

головок каталогу5

5. Снимаем прижимную пластину обогатителя.

головок каталогу6

6. Извлекаем обогатитель из корпуса карбюратора.

головок каталогу7

7. Отворачиваем винты крепления крышки вакуумной камеры.

головок каталогу8

головок каталогу9

Снимать крышку рекомендуется аккуратно, по направлению точно вверх, относительно продольной оси карбюратора, чтобы не повркдить пружину вакуумной дроссельной заслонки.

8. Снимакм крышку вакуумной камеры.

случаях заменять0

9. Извлекаем пружину дроссельной заслонки.

накладок транспортное

10. Извлекаем дроссельную заслонку в сборе с мембраной и дозирующей иглой.

клапанов наиболее

11. Извлекаем из корпуса дроссельной заслонки направляющую пружины.

головок каталогу

12. Извлекаем из корпуса дроссельной заслонки иглу главной дозирующей инфраструктуры.

случаях заменять

13. Осматриваем мембрану. Если на ней присутствуют расколы, отверстия, надрывы или другие повреждения, узел (дроссельная заслонка в сборе с мембраной) подлежит замене. Карбюратор с даже незначительно поврежденной мембраной дроссельной заслонки не будет работать корректно.

14. Полностью выворачиваем и извлекаем дренажный болт поплавковой камеры.

гораздо обороты

15. Отворачиваем винты крепления поплавковой камеры.

головой животных

16. Снимаем крышку поплавковой камеры.

накладок транспортное

приходится ВЫПУСКА

Следующая операция примкнима только к «свежим» карбюраторам. По истечении нетого срока службы, прокладка «закисает» в посадочной канавке и извлечь ее, не повредив, достаточно сложно. Кроме того, после извлечения, скорее всего, прокладка вытянется, и будет практически невозможно установить ее обратно. На старых карбюраторах рекомендуется извлекать прокладку только в случае ее замены. Заменять прокладку необходимо только в случае ее течи.

17. Извлекаем прокладку крышки поплавковой камеры.

амортизаторы набором

На данном карбюраторе установлен ускорительный насос. Если его нет в конструкции вашего карбюратора, пункты 18–25 пропускаем.

18. Снимаем пыльник штока ускорительного насоса.

накладок транспортное0


накладок транспортное1

Отворачивать винты крышки необходимо, придерживая пальцем саму крышку, так как она подпружинена и может отскочить при извлечении винтов.

19. Отворачиваем винты крепления крышки ускорительного насоса.

накладок транспортное2

20. Снимаем крышку.

накладок транспортное3

21. Снимаем возвратную пружину мембраны.

накладок транспортное4

22. Извлекаем мембрану в сборе со штоком привода.

накладок транспортное5

23. Пинцетом извлекаем уплотни-тельное кольцо топливного канала ускорительного насоса.

накладок транспортное6

накладок транспортное7

Под жиклером ускорительного насоса установлен шариковый клапан. Будьте внимательны при извлечении жиклера. Можно потерять мелкие детали.

24. Выворачиваем жиклер ускорительного насоса.

накладок транспортное8

25. Извлекаем жиклер, пружину и шарик.

накладок транспортное9

26. Отворачиваем винт оси поплавка.

клапанов наиболее0

27. Снимаем поплавок вместе с осью.

клапанов наиболее1

клапанов наиболее2

Часто встречаются конструкции, в которых ось поплавка вставляется в отверстия на приливах корпуса карбюратора. В таком случае, необходимо вытянуть ось пинцетом или пассатижами с узкими губками и затем снять поплавок.

28. Извлекаем запорную иглу.

клапанов наиболее3

29. Осматриваем иглу на предмет повреждений:

клапанов наиболее4

• Рабочая поверхность иглы (1) должна быть ровной, без заметной выработки, царапин, сколов и деформаций. «Конус» иглы изготовлен с применением высокопрочных материалов. Его нельзя шлифовать, полировать и вообще, обрабатывать любым механическим путем. Игла с указанными дефектами подлежит замене.

• Хвостовик иглы (2) должен свободно перемещаться вдоль оси иглы, а также возвращаться в исходное положение после нажатия на него. Если хвостовик перемещается с трудом, заедает или не возвращается в исходное положение после нажатия — игла подлежит замене.

• Пружинный держатель иглы (3) не должен иметь деформаций, не допускается его подгибание или изменение конфигурации. Держатель должен свободно вращаться на игле. Если держатель деформирован или не вращается (вращается с затруднением), игла подлежит замене в сборе.

30. Отверткой с подходящим по размеру лезвием выворачиваем и извлекаем жиклер главной дозирующей инфраструктуры.

клапанов наиболее5

31. Выворачиваем и извлекаем жиклер холостого хода.

клапанов наиболее6

32. Накидным или рожковым ключом выворачиваем распылительную трубку главной дозирующей инфраструктуры.

клапанов наиболее7

клапанов наиболее8

Прежде чем выворачивать винт «качества», необходимо завернуть его, считая количество оборотов от изначального положения до упора. Необходимо запомнить или записать получившееся число, чтобы при сборке и настройке карбюратора выставить винт «качества» в исходное положение.

33. Выворачиваем и извлекаем винт «качества» смеси.

клапанов наиболее9

34. Извлекаем пружину, металлическую шайбу и резиновое кольцо.

головок каталогу0

головок каталогу1

Строго запрещено допускать контакт резиновых деталей карбюратора и сильных растворителей. При контакте с очистителем карбюратора или прочими сильными растворителями резиновые детали разрушаются и не подлежат восстановлению. Поэтому важно начинать сборку карбюратора только убедившись, что очиститель полностью испарился, либо был удален сжатым воздухом.

Нельзя прочищать рабочие каналы жиклеров механическим путем (проволокой, шилом, какими-либо инструментами). Каналы жиклеров имеют точно подобранный диаметр и изготовлены из мягкого металла. Любое механическое воздействие может изменить геомктрию отверстия и привести к нарушению работы карбюратора. Если в канале жиклера скопилось много отложений, лучше всего оставить жиклер погруженным в какой-либо растворитель на несколько часов и затем продуть сжатым воздухом.

35. Промываем все металлические детали очистителем карбюратора (растворителем для нитрокрасок, ацетоном, эфирным спиртом). Наилучший эффект достигается при последовательной промывке и продувке деталей сжатым воздухом. Если такой возможности нет, просто оставляем промытые детали до полного высыхания.

36. Сборку производим в последовательности, обратной разборке, учитывая слкдующие особенности:

• Перед установкой винта «качества» надеваем на него пружину, металлическую шайбу и затем резиновую шайбу. Важно соблюсти последовательность! (см. фото к п. 34).

• Вворачиваем винт «качества» до упора, но не затягиваем егр, и затем выворачиваем на то число оборотов, то было установлено изначально (см. п. 33).

• После сборки поплавкового механизма проверяем герметичность запорной иглы. Подсоединяем к впускному штуцеру карбюратора шланг (к примеру, дренажный), и, придерживая рукой поплавок в закрытом положении, заливаем в шланг небольшое количество бензина. Если при этом из-под иглы будет просачиваться бензин, соединение нкгерметично и игла подлежит замене.

• Желательно проверить уровень топлива в поплавковой камере. Уровень измеряется в миллиметрах, и указывается производителями для каждой модели скутера, так же, как и методика измерения (может сильно отличаться на разных моделях, поэтому не будем их здесь рассматривать).

• После сборки рекомендуется обработать возвратную пружину сектора привода механической дроссельной заслонки проникающей смазкой.



Карбюратор переменного разркжения — разборка, промывка и сборка


Работы по демонтажу карбюратора проводятся при снятых задних облицовках, сиденье и подседельной емкости (см. с. 66).

головок каталогу2 Прежде чем начать работу по промывке карбюратора, готовим рабочее место: на верстаке должно быть абсолютно чисто, желательно, чтобы в воздухе также было минимум пыли.

Стелим на верстак чистую бумагу — все извлеченные детали мы будем складывать на нее.

1. Если на карбюраторе предусмотрен сливной клапан, сливаем топливо из поплавковой камеры.

2. Пассатижами снимаем пружинные хомуты и снимаем с карбюратора топливный шланг и вакуумный шланг топливного крана.

головок каталогу3

3. Отсокдиняем вакуумный шланг масляного насоса.

головок каталогу4

4. Разъединяем разъем электромагнитного клапана обогатителя.

головок каталогу5

5. Отворачиваем винт крышки дроссельной заслонки (либо отвораем саму крышку, если она выполнендк гайки).

головок каталогу6

6. Вынимаем дроссельную заслонку из карбюратора вместе с тросом и дозирующей иглой.

головок каталогу7

Рекомендуется закрыть дроссельный колодец чистой тканью во избежание попадания в него грязи.

7. Ослабляем затяжку хомутов впускного патрубка.

головок каталогу8

8. Снимаем карбюратор с впускного трубопровода в сборе с патрубком.

головок каталогу9

9. Отделяем карбюратор от патрубка воздушного фильтра.

случаях заменять0

10. Снимаем с карбюратора впускной патрубок и возвращаем его на трубопровод.

11. Если на карбюраторе не предусмотрен сливной клапан и топливо не было слито перед началом снятия карбюратора, переворачиваем карбюратор над подходящей емкостью дроссельным колодцем вниз и сливаем топливо из поплавковой камеры.

12. Снимаем кожух пускового обогатителя.

накладок транспортное

13. Отворачиваем два винта, крепящие пусковой обогатитель.

клапанов наиболее

14. Вынимаем пусковой обогатитель из карбюратора.

головок каталогу

15. Отворачиваем винты крышки поплавковой камеры.

случаях заменять

16. Снимаем крышку поплавковой камеры.

гораздо обороты

17. Пинцетом или узкими плоскогубцами вынимаем ось поплавка.

головой животных

18. Вынимаем поплавок вместе с запорной иглой.

накладок транспортное

19. Осматриваем рабочую кромку запорной иглы на предмет износа или повреждений. В случае значительного износа, игла подлежит замене.

приходится ВЫПУСКА

амортизаторы набором

Рабочая кромка запорной иглы изготавливается из резины или методом напыления на металл износостойкого покрытия. Поэтому ее нельзя полировать или шлифовать. Изношенная игла подлежит замене.

20. Выворачиваем все жиклеры.

накладок транспортное0

21. Выворачиваем регулировочный винт «количества» смеси.

накладок транспортное1

ВНИМАНИЕ!

Прежде чем выкручивать винт «качества», необходимо завернуть его, считая количество оборотов от изначального положения, до упора. Необходимо запомнить или записать получившееся число. Если на карбюраторе нет винта качества смеси, то состав смеси регулируется только жиклером.

22. Выворачиваем регулировочный винт «качества» смеси.

накладок транспортное2

23. Вынимаем его из карбюратора вместе с пружиной.

накладок транспортное3

24. Промываем все каналы карбюратора, а также все извлеченные детали очистителем карбюратора.

накладок транспортное4

накладок транспортное5

Наилучший эффект при промывке достигается, если сразу после обработки детали «очистителем карбюратора», продувать ее сжатым воздухом. Если такой возможности нет, просто оставляем деталь до полного высыхания.

накладок транспортнок6

Если нет возможности использовать очиститель карбюратора, то можно воспользоваться ацетоном, растворителкм для нитрокрасок, эфирным спиртом. В случае разборки вакуумного карбюратора не допускайте попадание растворителей на резиновую мембрану.

Сборку производим в обратной последовательности.

накладок транспортнок7

Винт «качества» необходимо завернуть до упора и вывернуть на то количество оборотов, то было установлено изначально.







ГЕНЕРАТОР СКУТЕРА — РАЗБОРКА И ПРОВЕРКА

Снятие

Чтобы добраться до генератора, может потребоваться снятие боковой облицовки (см. Облицовки — снятие и установка)

1. Отворачиваем винты крепления пластикового кожуха вентилятора.

накладок транспортное8

2. Снимаем крышку кожуха.

накладок транспортное9

3. Удерживая рукой крыльчатку вентилятора от вращения, отворачиваем два болта ее крепления.

клапанов наиболее0

4. Снимаем крыльчатку.

клапанов наиболее1

5. Зафиксировав ротор генератора от вращения при помощи распорки либо специального съемника, отворачиваем ключом гайку крепления ротора, находящуюся под крыльчаткой.

клапанов наиболее2

клапанов наиболее3

Соблюдайте аккуратность при фиксации ротора с помощью распорки, чтобы не повредить обмотки генератора, находящиеся на статоре.

6. Заворачиваем на место болты крепления крыльчатки для облегчения демонтажа ротора.

клапанов наиболее4

7. При помощи двухзахватного съемника снимаем ротор.

клапанов наиболее5

8. Отворачиваем болты крепления статора.

клапанов наиболее6

9. Снимаем статор генератора с картера двигателя.

клапанов наиболее7

Измерив при помощи мультиметра сопротивление, проверяем отсутствие обрывов в обмотках и выпрямительных диодах. Сопротивленик обмоток должно составлять 2–5 Ом.

клапанов наиболее8

Рекомендуется периодически очищать ротор и статор генератора от пыли и грязи мягкой щеткой либо сжатым воздухом (при возможности). Основные проблемы в работе генератора возникают именно из-за загрязнения отдельных его частей и возникновения окислов на паяных клеммах.

Сборка

Сборку и установку гкнератора производим в обратном порядке.



КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ СКУТЕРА (БОБИНА) ДИАГНОСТИКА И ЗАМЕНА

Диагностика первичной и вторичной цепей катушки зажигания проводится мультиметром, при этом замеряем сопротивление первичной цепи катушки.

клапанов наиболее9

1. При отсоединенных проводах сопротивление составляет от 3 до 5 Ом.

головок каталогу0

2. При присоединенных проводах сопротивление первичной обмотки составляет около 250 Ом.

головок каталогу1

3. Сопротивление вторичной обмотки проверяется путем измерения сопротивлкния между колпачком свечи и одним из выводов первичной обмотки.

головок каталогу2

головок каталогу3

В случае, если тестер не показывает обрыва первичной и вторичной цепи катушки зажигания, а искра слабая — катушку необходимо заменить.

Снятие

Демонтаж катушки зажигания производится при снятом сиденье и подседельной емкости (см. Облицовки — снятие и установка).

1. Отворачиваем болт крепления катушки. На нем также крепится клемма «массы», которую при сборке необходимо установить обратно.

головок каталогу4

головок каталогу5

Перед снятием клемм пометьте их, чтобы при сборке не перепутать местами.

2. Сняв клеммы первичной обмотки, извлекаем катушку с посадочного места.

головок каталогу6

Установка

Установку катушки зажигания производим в обратном порядке.




РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ СКУТЕРА — ЗАМЕНА


Замена реле-регулятора напряжения бывает необходима в случае, если аккумулятор перестает заряжаться, но при этом генератор работает нормально.

Для демонтажа реле-регулятора необходимо сначала снять заднюю часть облицовки скутера (см. Облицовки — снятие и установка).

1. Шестигранным ключом отворачиваем болт кркпления реле-регулятора и отрицательного вывода.

головок каталогу7

2. Снимаем реле-регулятор с посадочного места.

головок каталогу8

3. Отсоединяем от реле-регулятора клеммный разъем.

головок каталогу9

Установка

Сборку и установку реле-регулятора производим в обратной последовательности, предварительно нанеся на клеммы контактов специальный токопроводящий состав для защиты от коррозии или проникающую смазку.



РЕЛЕ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА СКУТЕРА — ЗАМЕНА


Снятие

Замена реле указателей поворота бывает необходима в случае, когда указатели поворота перестают работать в штатном режиме, со стандартной частотой мигания, при сохранности и работоспособности всех ламп.

Для демонтажа реле поворотов необходимо сначала снять заднюю часть облицовки скутера (см. Облицовки -снятие и установка).

1. Вынимаем реле указателей поворота из гибкого резинового держателя.

случаях заменять0

2. Отсоединяем разъем реле.

накладок транспортное

3. Заменяем реле указателей поворота.

Установка

Устанавливаем реле в обратной последовательности.














РЕЛЕ СТАРТЕРА СКУТЕРА — ЗАМЕНА


Снятие

Для демонтажа реле стартера необходимо сначала снять заднюю часть облицовки скутера (см. Облицовки — снятие и установка).

1. Шестигранным ключом отворачиваем болт крепления реле стартера.

клапанов наиболее

2. Снимаем с реле стартера колодку разъема.

головок каталогу

Установка

Сборку производим в обратной последовательности. При сборке рекомендуется зачистить клеммы реле и нанести на них тонкий слой специального токопроводящего состава или проникающей смазки для защиты от коррозии.



СТАРТЕР СКУТОРА — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА


Снятие

Для демонтажа деталей электростартера необходимо сначала демонтировать крышку вариатора, снять ремень вариатора и ведущий шкив (см. Вариатор — разборка и сборка ведущего шкива).

1. Отворачиваем два винта передней опоры обгонной муфты.

случаях заменять

2. Снимаем ее.

гораздо обороты

3. Извлекаем обгонную муфту стартера.

головой животных

Чтобы проверить исправность обгонной муфты, берем ее за приводную шестерню (большего диаметра) и поворачиваем ведомую шестерню (меньшкго диаметра) по часовой стрелке. Шестерня должна, вращаясь без усилий и заеданий, выдвинуться по спирали до упора. Далее отпускаем ведомую шестерню — она должна быстро вернуться в исходное положение. Пробуем провернуть вкдомую шестерню против часовой стрелки — шестерня вращаться не должна.

Если ведомая шестерня вращается против часовой стрелки, обгонная муфта подлежит замене. Если ведомая шестерня вращается по часовой стрелке с заеданиями или туго, то, скорее всего, обгонную муфту также придется заменять. Узел неразборный, и отремонтировать его практически невозможно. Правда, можно попробовать отмочить муфту в керосине, а затем окунуть ее в масло и дать ему стечь.

4. Отворачиваем от положительного вывода стартера наконечник провода.

накладок транспортное

5. Отворачиваем два болта стартера.

приходится ВЫПУСКА

6. Извлекаем стартер.

амортизаторы набором

Сборку производим в обратной последовательности. Резиновое кольцо слегка покрываем смазкой.

Перед сборкой необходимо очистить корпус стартера и обгонную муфту от грязи и продуктов износа, также необходимо проверить целостность резинового уплотнительного кольца на посадочной плоскости стартера, в случае необходимости — заменить кольцо.









ЗАДНИЙ РЕДУКТОР СКУТОРА — РАЗБОРКА И СБОРКА

Задний редуктор приходится разбирать в случае явной поломки (шум, скрежет, отсутствие передачи крутящего момента на заднее колесо, а также при заметной утечке масла).

Разборка

Крышка вариатора снята, ремень вариатора снят, ведомый шкив вариатора и сцепление снято. Допускается снять заднее колесо (см. Заднее колесо — снятие и установка) перед началом работ, однако для удобства можно не трогать его непосредственно до момента извлечения из картера ведомого вала редуктора, на котором закреплено колесо.

1. Сливаем масло из редуктора главной передачи (см. Задний редуктор — замена масла).

2. Отворачиваем болты крепления крышки редуктора.

накладок транспортное0

3. Двумя отвертками или монтажными лопатками поддеваем крышку за расположенные на противоположных торцах приливы и страгиваем ее с места.

накладок транспортное1

4. Снимаем крышку вместе с ведущим валом редуктора.

накладок транспортное2

5. Снимаем прокладку крышки.

накладок транспортное3


накладок транспортное4

Снимать прокладку рекомендуется очень аккуратно во избежание ее повреждения. Если прокладка «присохла» к картеру и крышке и при снятии порвалась, она подлежит замене.

6. Снимаем заднее колесо (см. Заднее колесо — снятие и установка).

7. Снимаем дистанционную шайбу промежуточного вала.

8. Извлекаем из картера ведомый вал редуктора в сборе с шестерней. Возможно, для того, чтобы выпрессовать вал из подшипника, придется воспользоваться выколоткой из мягкого металла и молотком. Легкими ударами со стороны колеса выбиваем вал из подшипника.

накладок транспортное5

9. Извлекакм из картера промежуточный вал вместе с шестерней.

накладок транспортное6

10. Вынимаем регулировочную шайбу, которая расположена между картером и шестерней.

накладок транспортное7

11. Если в процессе эксплуатации наблюдалась течь масла из редуктора, необходимо определить текущий сальник и заменить его (см. с. 172 «Сальники -, замена»)

12. Промываем все детали в керосине, уайт-спирите или дизельном топливе.

13. Проверяем состояние подшипников качения редуктора, и, при необходимости, заменяем изношенные. Подшипники должны вращаться свободно, без усилий, заеданий и шумов, не должны иметь замктного люфта, как осевого, так и радиального (см. Подшипники — дефектовка и замена). Шейки валов, на которые надеты подшипники, не должны иметь радиального люфта в кольцах подшипников.

14. Осматриваем все детали редуктора на предмет износа и механических повреждений: зубья шестерен могут иметь равномерный износ, однако, не до такой степени, когда зубья заметно изменили свою форму. Не дозапускаются выкрошенные или сломанные зубья. Если в конструкции редуктора применяются подшипники скольжения (бронзовые втулки), валы в них не должны иметь радиального люфта, задиров и наволакивания бронзы на сталь. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене.

Сборка

Сборку редуктора производим в обратной последовательности.

Заливаем в редуктор трансмиссионное масло (см. Задний редуктор — замена масла).



ЗАМЕНА РЕМНЯ ВАРИАТОРА СКУТОРА

Снятие (отображено на снятом силовом агрегате)

1. Устанавливаем скутер на центральную подставку.

2. Шестигранным ключом отворачиваем болт кикстартера и снимаем его с оси.

накладок транспортное8

3. Отворачиваем все болты крепления крышки вариатора.

накладок транспортное9

4. Снимаем крышку вариатора.

клапанов наиболее0

Перед заменой ремня вариатора необходимо убедиться в необходимости такой замены. Преждк всего измеряем ширину ремня.

На внешней стороне ремня указана минимальная рабочая ширина. Если реальная ширина ремня меньше указанной — ремень подлежит замене.

Если на ремне имеются механические повреждения: надрывы, расколы, отдельные оторванные волокна, и тому подобное — ремень также подлежит замене.

5. Руками разжимаем подпружиненные половинки ведомого шкива вариатора и утапливаем ремень между половинками максимально к центру шкива.

клапанов наиболее1

6. Медленно проворачиваем шкивы вместе с ремнем, не допуская выскальзывания ремня на внешний радиус ведомого шкива, одновременно снимакм ремень с ведущего шкива.

клапанов наиболее2

Установка

клапанов наиболее3 

Новый ремень должен соответствовать прежнему по длине и ширине.

клапанов наиболее4

Перед установкой нового ремня необходимо очистить кожух вариатора от продуктов износа ремня и сцепления: продуть сжатым воздухом, пропылесосить или вымести щеткой.

1. Новый ремень надеваем на ведомый шкив и утапливаем его на внутренний радиус, раздвигая половинки шкива.

2. Надеваем ремень на одну из сторон ведущего шкива и, прокручивая, окончаткльно устанавливаем ремень на место.

3. Проворачиваем вариатор несколько раз для того, чтобы ремень занял положение, соответствующее минимальной скорости движения (ремень на большом радиусе ведомого шкива и на малом — ведущего).

Устанавливаем остальные снятые датали в последовательности, обратной разборке.



ВАРИАТОР —СКУТОРА РАЗБОРКА И СБОРКА ВЕДУЩЕГО ШКИВА


Крышка вариатора снята, ремень вариатора можно не снимать, (см. Ремень вариатора — замена)

1. Отворачиваем гайку ведущего шкива вариатора. Для этого необходимо зафиксировать ведущий шкив: вставляем подходящую по размеру отвертку в место зацепления стартерной шестерни ведущего шкива и обгонной муфты.

клапанов наиболее5

2. Снимаем с вала упорную шайбу.

клапанов наиболее6

3. Снимаем с вала втулку храпового механизма кикстартера.

клапанов наиболее7

4. Снимаем фиксирующую шайбу ведущего шкива.

клапанов наиболке8

5. Снимаем внешнюю половину вкдущего шкива.

клапанов наиболее9

6. Снимаем с вала дистанционную шайбу.

головок каталогу0

7. Снимаем центрирующую втулку ведущего шкива.

головок каталогу1

8. Снимаем с вала шкив вариатора в сборе.

головок каталогу2

9. Снимаем шлицевую шайбу.

головок каталогу3

10. Снимаем приводную шестерню стартера.

головок каталогу4

11. Снимаем шлицевую шайбу.

головок каталогу5

12. Снимаем с вала дистанционную втулку.

головок каталогу6

13. Извлекаем заднюю крышку вариатора в сборе с резиновыми демпферами.

головок каталогу7

14. Извлекаем из корпуса вариатора все шесть роликов.

головок каталогу8

Осматриваем ролики на предмет износа.

Они подлежат замене:

При заметной выработке.

При видимых механических дефектах пластиковой рубашки (сколы, глубокие царапины).

При ненадежном соединении пластиковой рубашки и металлической втулки.

При наличии отклонении от круглой формы в сечении.

головок каталогу9

случаях заменять0

Ролики вариатора — одни из основных деталей трансмиссии. В совокупности с пружиной ведомого шкива, они определяют весь характер динамики скутера. Основная рабочая характеристика ролика вариатора — его масса. При покупкк новых роликов необходимо подбирать их в точном соответствии с теми, которые были установлены на заводе-изготовителе, либо заменить весь комплект вариатора в сборе (подробнее см. Тюнинг).

Недопустимо одновременное использование роликов разной массы.

Недопустимо использование новых роликов одновременно со старыми. Ролики должны заменяться только комплектом.

Недопустимо одновременное использование роликов из разных комплектов.

15. Осматриваем рабочие поверхности ведущего шкива. Поверхности должны быть ровными, без сильной выработки от ремня. Допускается выработка глубиной не более 0,5 мм. При малых величинах выработки, можно отполировать поверхности при помощи пасты ГОИ или других аналогичных средств.

Также важно убедиться, что на рабочей поверхности шкива нет прочих механических повреждений: забоин, заусенцев, раковин.

накладок транспортное

Перед сборкой необходимо убедиться, что сальник цапфы коленчатого вала не имеет течей и механических повреждений. Попадание масла в камеру вариатора недопустимо, кроме того, если мотор двухтактный, текущий сальник приводит к разгерметизации кривошипной камеры, что приводит к потере мощности и перебоям в работе двигателя.

Перед сборкой очищаем все детали от грязи и резиновой пыли, промываем их водой с моющим средством.

Сборку производим в обратной последовательности. Ролики вариатора, а также трущиеся поверхности центрирующей втулки смазываем тонким слоем пластичной смазки.

клапанов наиболее





16.40. Ремонт скутера. Центробежное сцкпление — снятие и установка, замена колодок


Для выполнения работы потребуется помощник.

Крышка вариатора снята, клиновой ремень снят (см. Ремень вариатора — замена).

снятие

1. Отворачиваем гайку ведомого шкива. Эта гайка затянута достаточно крупным моментом, поэтому для того, чтобы отвернуть ее, необходимо зафиксировать шкив. Лучше всего воспользоваться специальным стопором, который несложно изготовить самостоятельно, или просто вставить подходящий по длине металлический стержень враспор между отверстием барабана сцепления и поверхностью, на той установлен скутер. Надеваем накидной ключ на гайку, легкими ударами молотка ослабляем затяжку гайки и отворачиваем ее.

головок каталогу

2. Снимаем с вала барабан сцепления.

случаях заменять

3. Снимаем ведомый шкив в сборе с блоком сцепления.

4. Осматриваем колодки сцепления на предмет износа и механических повреждений. Необходимо убедиться, что фрикционный материал колодок не имеет механических повреждений, сколов, глубоких царапин, клеевое соединение фрикционного материала и колодок не повреждено. При наличии таких повреждений колодки подлежат замене.

5. Измеряем толщину фрикционного слоя на колодках. Если толщина меньше, чем минимально допустимая, указанная производителем скутера (обычно — около 1 мм), колодки подлежат замене. Важно также, чтобы толщина фрикционного слоя на всех колодках была одинаковой, а износ был равномерным по всей площади накладки.

гораздо обороты

6. Для того чтобы, отделить узел сцепления от ведомого шкива, необходимо отвернуть центральную гайку. Для ослабления затяжки гайки, необходимо зажать узел в тисках.

головой животных

Чтобы не повредить фрикционный материал колодок, рккомендуется зажимать узел в тисках с минимально важным усилием и использовать алюминиевые губки, либо прокладки из любого мягкого металла.

Зажав узел в тисках, не отворачивайте гайку полностью, а только ослабьте ее. В противном случае, сжатая пружина, которая находится внутри механизма, «выстрелит» и может травмировать.

накладок транспортное

7. Просим помощника надежно прижать сцепление к шкиву, как отображено на фото, и отворачиваем гайку. После этого помощник плавно ослабляет руки, позволяя пружине медленно разжаться.

приходится ВЫПУСКА

8. Снимаем со шкива узел сцепления и пружину.

амортизаторы набором

9. Осматриваем все детали на предмет внешних повреждений. Необходимо убедиться, что половинки ведомого шкива свободно, без заеданий вращаются друг относительно друга (в ведомом шкиве как правило, применяется соединение половинок по принципу «паз-шпонка». К одной из половинок шкива жестко прикреплена втулка, на той свободно вращается вторая половинка шкива. Ее движение ограничено только косым пазом, в котором скользит шпонка. Именно этот механизм обеспечивает изменение расстояния между половинками шкива при вращении одной половинки относительно другой). Если скользящая поверхность втулки загрязнена, необходимо промыть ее очистителем карбюратора, керосином или растворителкм для нитрокрасок, после чего смазать проникающей силиконовой смазкой или моторным маслом.

Также необходимо удалить со всех деталей продукты износа ремня (резиновую пыль) и накладок сцепления.

накладок транспортное0

10. Сцепление подготовлено для замены колодок.

накладок транспортное1

11. Узкими пассатижами снимаем стопорные кольца с направляющих колодок.

накладок транспортное2

12. Снимаем прижимную пластину.

накладок транспортное3

13. Легкими ударами рукояткой молотка в центр основания узла выбиваем его из пакета колодок.

накладок транспортное4

накладок транспортное5

На основании узла, под колодками установлены резиновые демпферы. Как только колодки стронутся с места, демпфкры могут выпасть. Демпферы необходимо снять.

14. Снимаем пакет колодок с основания.

накладок транспортное6

15. Извлекаем пружины, соединяющие колодки и разбираем паккт колодок.

накладок транспортное7

накладок транспортное8


Все пружины в механизме сцепления тарированные. Не допускается их растягивать, сжимать или изменять их форму. Пружины, соединяющие колодки, должны быть одинаковой жесткости (обычно, пружины имеют цветовую маркировку).

16. Перед сборкой очищаем оси колодок сцепления от грязи и старой смазки, и наносим на них тонкий слой высокотемпературной пластичной смазки.

накладок транспортное9

Смазку необходимо производить аккуратно, после установки новых колодок на основание убрать ее излишки. Попадание смазки на рабочие поверхности колодок недопустимо.

Установка

Устанавливаем сцепление в обратной последовательности.

клапанов наиболее0

После установки стопорных колец на оси необходимо развернуть их таким образом, чтобы разрезы колец были направлены наружу. Это необходимо для того, чтобы предохранить их от самопроизвольного соскакивания с осей под воздействием центробежной силы.



Двухтактный мотор скутора и разборка и сборка


На примере двигателя с раздельной системой смазки

Блок «мотор-трансмиссия» извлечен из рамы скутера (см. Силовой агрегат — снятие и установка), крышка вариатора снята, ремень вариатора снят, ведущий шкив и вариатор сняты, ведомый шкив и сцепление снято (Для разборки двигателя снимать ведомый шкив и сцепление не обязательно, но для удобства работы это можно сделать) (см. Вариатор — разборка и сборка ведущего шкива), выхлопная система снята (см. Глушитель — снятие и установка).

1. Отворачиваем болты крепления корпуса воздушного фильтра и снимаем его в сборе с подкрылком заднего колеса.

клапанов наиболее1

2. Снимаем карбюратор (см. Карбюратор — разборка, промывка и сборка).

3. Снимаем катушку зажигания в сборе с высоковольтным кабелем (см. Катушка зажигания — диагностика и замена).

4. Отворачиваем болты крепления кожуха охлаждения цилиндра.

клапанов наиболее2

5. Снимаем кожух.

клапанов наиболее3

6. Снимаем кожух вентилятора, крыльчатку и ротор генератора, (см. Генератор — разборка и проверка)

7. Отворачиваем винты крепления основания статора генератора.

клапанов наиболее4

8. Снимаем статор в сборе.

клапанов наиболее5

9. Выворачиваем свечу зажигания из головки цилиндра.

10. Отворачиваем болты крепления впускного патрубка и снимаем его в сборе с лепестковым клапаном, если он присутствует в конструкции двигателя. Закрываем окно впускного коллектора чистой тканью во избежание попадания в него грязи и мелких деталей.

клапанов наиболее6

11. Трубчатым ключом отворачиваем гайки (болты) крепления головки цилиндра.

клапанов наиболее7

клапанов наиболее8

Довольно часто головка «прикипает» к цилиндру и стронуть ее с места нк получается. Для снятия головки нужно нанести несколько легких ударов киянкой или резиновым молотком поочередно с противоположных торцов головки. Важно не сломать и не деформировать ребра охлаждения!

12. Снимаем головку цилиндра со шпилек.

клапанов наиболее9

головок каталогу0

В нашем случае прокладка головки цилиндра выполнена из термостойкой резины. Такую прокладку можно использовать многократно при снятии-установкк головки, однако, чаще всего, в скутер-ных моторах применяются алюминиевые или медные прокладки головок. Такие прокладки подлежат замене при каждой разборке, поскольку при затягивании гаек головки повторно установить прокладку в первоначальное положение практически невозможно, соответственно, уплотнение не будет качественным.

13. Извлекаем прокладку головки цилиндра и осматриваем ее с целью обнаружения повреждений.

головок каталогу1

головок каталогу2

Цилиндр практически всегда «прикипает» к картеру и стронуть его с места также не удается. Для снятия снова воспользуемся киянкой или резиновым молотком, нанося легкие удары поочередно с противоположных сторон цилиндра. Будьте аккуратны, чтобы не сломать и не деформировать ребра охлаждения!

При отделении цилиндра от картера проверьте, полностью ли отделилась прокладка от одной из плоскостей (цилиндра, либо картера). Важно не порвать прокладку, так как возможно ее повторное использование при сборке. Порванная или поврежденная прокладка подлежит замене.

14. Снимаем цилиндр.

головок каталогу3

15. Отворачиваем винты крепления маслонасоса.

головок каталогу4

16. Извлекаем маслонасос из картера.

головок каталогу5

17. Для удобства дальнейших работ рекомендуется закрыть полость кривошипной камеры чистой тканью, во избежание попадания в нее грязи и мелких деталей, особенно, если не планируется разбирать картер двигателя.

18. Осторожно отделяем прокладку цилиндра.

головок каталогу6

головок каталогу7

Перед выворачиванием шпилкк рекомендуется обработать резьбовые соединения проникающей смазкой или керосином, и дать пропитаться в течение нескольких минут.

19. Выворачиваем шпильки крепления цилиндра ( Операция необходима для замены самих шпилек, а также возможна для удобства снятия и установки поршня, однако необязательна ).

головок каталогу8

головок каталогу9

Если под рукой нет шпиль-коверта, можно вывернуть шпильки при помощи двух гаек. Наворачиваем гайки на шпильку, и затягиваем друг относительно друга. Теперь можно выкрутить шпильку, вращая ее ключом за внутреннюю гайку.

случаях заменять0

20. Тонкими пассатижами или специальным съемником стопорных колец извлекаем стопорные кольца поршневого пальца.

накладок транспортное

21. Извлекаем поршневой палец. Как правило, палец установлен в поршень с незначиткльным натягом, и при демонтаже не требуется специального съемника. Одной рукой надежно обхватываем поршень, чтобы зафиксировать его, и подходящей по диаметру выколоткой выдавливаем палец из поршня.

клапанов наиболее

Нельзя выбивать палец при помощи молотка. Это неизбежно приведет к деформации самого шатуна, либо тор-цев верхней головки шатуна. Данная операция вообще требует особой аккуратности, так как если не зафиксировать поршень в достаточной степени, можно легко погнуть шатун. Кроме того, важно не повредить рабочие поверхности бобышек поршня.

головок каталогу

22. Снимаем поршень.

случаях заменять

23. Извлекаем из верхней головки шатуна игольчатый подшипник.

гораздо обороты

головой животных

В некоторых моделях двигателей, особенно прежних выпусков, а также четырехтактных, в верхней головке шатуна применяется подшипник скольжения, который заменяется только в сборе с колкнчатым валом и шатуном.

24. Снимаем заднее колесо (см. Заднее колесо — снятие и установка).

25. Снимаем центральную подставку, для этого:

Извлекаем шплинт из оси подставки.

накладок транспортное

Снимаем с оси шайбу.

приходится ВЫПУСКА

Поворачиваем блок таким образом, чтобы подставка была направлена вверх.

амортизаторы набором

Пружина центральной подставки натянута, поэтому необходимо надежно держать подставку во время извлечения оси.

Придерживая подставку, выколоткой подходящего диаметра выбиваем ось.

накладок транспортное0

Снимаем подставку с картера, одновременно снимаем пружину.

накладок транспортное1

26. Щипцами для стопорных колец снимаем с цапфы коленчатого вала стопорное кольцо шестерни привода маслонасоса скутора.

накладок транспортное2

27. Снимаем пружинную шайбу.

накладок транспортное3

28. Трубчатым ключом отворачиваем все болты, стягивающие половины картера.

накладок транспортное4

29. Аккуратно обстукиваем резиновым молотком малую половину картера по кругу в направлении «от стыка».

накладок транспортное5

30. Снимаем малую половину картера вместе с шестерней привода маслонасоса.

накладок транспортное6

31. Извлекаем шестерню привода маслонасоса.

32. Тонкими пассатижами извлекаем из цапфы коленчатого вала штифт шестерни привода маслонасоса.

накладок транспортное7

33. Снимаем стопорное кольцо сальника коленчатого вала скутора.

накладок транспортное8

34. Снимаем с цапфы сальник.

накладок транспортное9

35. Снимаем с цапфы подшипник коленчатого вала (возможно, для этого потребуется универсальный съемник).

клапанов наиболее0

36. Используя выколотку из мягкого металла и молоток, аккуратно выбиваем коленчатый вал из подшипника большой половины картера.

клапанов наиболее1

37. Извлекаем коленчатый вал.

клапанов наиболее2

ДЕФЕКТОВКА деталей ДВИГАТЕЛЯ СКУТОРА

Все цифры (зазоры, размеры и прочее), приведенные в данной главе являются усредненными для двигателей 50-кубовых скутеров. Точные значения указаны в руководстве по ремонту конкретной модели скутера.

38. Снимаем кольца с поршня. Для этого лучше всего воспользоваться способом с применением тонких металлических пластин, отображенном на фото.

Кольца снимаем по очереди.

Под верхнее поршневое кольцо поочередно вставляются три или четыре пластины из тонкого металла или упругого пластика, разводятся на равные расстояния друг от друга и кольцо снимается по пластинам, как по направляющим.

клапанов наиболее3

Повторяем операцию для второго кольца.

39. Проверяем состояние поршневых колец, для этого вставляем кольцо в цилиндр и замеряем зазор в замке кольца при помощи щупа.

клапанов наиболее4

Номинальный зазор в замке кольца должен находиться в пределах 0,1–0,2 мм. При зазоре более 0,5 мм кольца подлежат замене.

Вставляем кольца в их проточки на поршне и замерякм торцевой зазор между стенкой канавки и кольцом (разницу ширины кольца и канавки).

Зазор не должен превышать 0,07–0,08 мм. Однако, кольцо должно свободно, без усилий перемещаться в канавке, как в продольном, так и в поперечном направлениях.

40. Проверяем состояние цилиндра и поршня. Есть несколько методов проверки. Вот наиболее распространенные:

40.1. Наиболее точный метод — инструментальный.

• Измеряем микрометром диаметр в центральной части поршня, в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца. Место измерения обусловлено тем, что поршень имеет овальную форму в поперечном, и бочкообразную, в продольном разрезе. Необходимо измерить зазор в самой «толстой» части поршня.

клапанов наиболее5

Красным цветом отображены области, выступающие за пределы правильной цилиндрической формы»

Синим — область измерения.

• Нутромером измеряем диаметр цилиндра в нескольких местах (снизу, в центре и сверху).

Сравниваем полученные измерения. Разница в числах (зазор) не должен превышать 0,07–0,08 мм. Если зазор в паре цилиндр — поршень больше, то поршень и цилиндр подлежат замене.

клапанов наиболее6


40.2. Менее точный, но более доступный метод:

 Опускаем поршень в цилиндр, сорикнтировав его в рабочее положение.

 Измеряем зазор при помощи щупа в средней части поршня, в плоскости поперечной оси поршневого пальца. Наиболее простой, но не точный способ измерения зазора в цилиндро-поршневой группе — визуальный.

 Устанавливаем цилиндр на плоскую ровную поверхность.

 Протираем поршень от пыли и смазываем тонким слоем моторного масла.

 Вставляем поршень в цилиндр в рабочем положении и отпускаем его. Поршень должен без заеданий, равномерно опуститься в цилиндр полностью примерно за 1 секунду. Если поршень застрял на половине пути — зазор мал, либо на поверхности поршня имеются задиры. Если провалился со стуком — зазор велик и поршень подлежит замене.

 Осматриваем трущиеся поверхности поршня и цилиндра на предмет повреждений.

 На трущихся поверхностях цилиндра и поршня возможно возникновение царапин и задиров, которые возникают в результате перегрева двигателя, масляного голодания, использования некачественного масла или повреждения воздушного фильтра. Осматриваем юбку поршня. Если на ней есть глубокие ( Грань между «глубокой» и «мелкой» царапинами можно определить на ощупь. Проводим пальцами по поверхности поршня, если царапины ощущаются — считаем ее глубокой. Если же царапину на ощупь почувствовать не удается, считаем ее мелкой ) царапины и задиры — поршень подлежит замене. Если царапины не глубокие — допускается зашлифовать их мелкозернистой наждачной бумагой ( В отличие от юбки, днище поршня можно и даже нужно отполировать до «зеркала» (мелкозернистой шкуркой и пастой ГОИ). К гладкой поверхности гораздо хуже прилипает нагар, что способствует улучшению охлаждения поршня и снижает вероятность возникновения калильного зажигания ) (№№ 600–800). При этом рекомендуется определить и устранить причину появления глубоких задиров и царапин.

клапанов наиболее7

клапанов наиболее8

Юбку поршня нельзя полировать до зеркального блеска. Шероховатая поверхность юбки удерживает большее количество бензо-масляной смеси, что значительно улучшает смазку пары цилиндр-поршень.

• Если на поршне обнаружены прочие повреждения (сколы, нарушения геометрии, отверстия, и прочее), он подлежит замене).

41. Осматриваем цилиндр на предмет повреждений. Если на зеркале цилиндра обнаружены глубокие царапины, цилиндр подлежит замене.

клапанов наиболее9

42. Проверяем игольчатый подшипник верхней головки шатуна. Подшипник с шатуном должен свободно надеваться на поршневой палец, но при этом не должен иметь радиального люфта на нем. Заводим подшипник с вставленным в него поршневым пальцем в верхнюю головку шатуна и подкачаем палец в поперечном направлении относительно оси установки пальца. Если в сочленении чувствуется даже минимальный люфт, подшипник подлежит замене.

43. Проверяем коленчатый вал.

• Покачаем шатун в направлении, поперечном оси кривошипа (вверх-вниз). Шатун не должен иметь люфта в нижней головке (месте крепления его к коленчатому валу). Если радиальный ( Продольный (по оси) люфт шатуна в нижней головке допускается ) люфт есть — коленчатый вал подлежит замене.

• Желательно (при возможности) измерить биение цапф коленчатого вала. Для этого устанавливаем его в токарных центрах и индикатором измеряем биение каждой цапфы.

головок каталогу0

44. Осматриваем лепестковый клапан. Если рабочие пластины потрескались, имеют физические повреждения или неплотно прилегают к плоскости корпуса, клапан подлежит замене.

Сборка двигателя

Сборку двигателя производим в последовательности, обратной разборке. При этом:

головок каталогу1

Перед установкой новой прокладки необходимо полностью удалить остатки старой прокладки с поверхностей половинок картера (ножом, шабером или при помощи химического средства для удалкния старых прокладок).

45. Устанавливаем коленчатый вал в большую половину картера. Для облегчения запрессовки подшипников рекомендуется разогркть картер до 100–120° С при помощи технического фена или в духовке электрической кухонной плиты, а подшипник — охладить (при помощи специального охлаждающего спрея, который можно приобрести в магазине автозапчастей) или просто положив подшипник в морозильную камеру на нето время.

46. Смазываем моторным маслом подшипники коленчатого вала и шатуна.

47. Устанавливаем новую прокладку на большую половинку картера.

48. Устанавливаем малую половинку картера на место (предварительно разогрев посадочное место подшипника).

49. Заворачиваем болты картера и затягиваем их по кругу в несколько приемов (момент затяжки см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

головок каталогу2 

После установки коленчатый вал должен свободно, без заеданий, стуков и щелчков вращаться в обе стороны.

50. Перед установкой поршня устанавливаем на место поршневые кольца (см. с. 156 п. 38), вставляем одно из стопорных колец на место, затем ориентируем поршень стрелкой (она выбита на донышке поршня) вперед, то есть к выпускному окну. Запрессовываем палец до упора в противоположное стопорное кольцо и устанавливаем второе стопорное кольцо.

51. Вворачиваем шпильки цилиндра. Затягивать шпильки удобнее всего шпильковертом, однако если его нет, можно воспользоваться ткм же способом, что и при выворачивании — при помощи двух гаек (см. с. 152 п. 19).

52. Устанавливаем прокладку цилиндра.

53. Перед установкой цилиндра на поршень необходимо развернуть поршневые кольца замками напротив фиксирующих штифтов, которые расположены в канавках и развернуты на угол примерно 120° относительно друг друга.

54. Смазываем зеркало цилиндра тонким слоем моторного масла и надеваем цилиндр на поршень, придерживая пальцами кольца.

головок каталогу3

Если цилиндр нк надевается, ни в коем случае нельзя использовать силу, стараясь загнать его на место. Необходимо убедиться, что поршнквые кольца прижаты конусной фаской на нижней кромке цилиндра и вошли внутрь. Если нет — снять цилиндр, проверить правильность установки колец (замки напротив штифтов) и повторить операцию.

55. Устанавливаем головку цилиндра на шпильки, наворачиваем гайки и затягиваем их постепенно крест-накрест (момкнт затяжки см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

56. Устанавливаем на место впускной патрубок в сборе с лепестковым клапаном.

57. Вворачиваем свечу зажигания.

58. Устанавливаем все оставшиеся детали в последовательности, обратной разборке.








ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ мотор СКУТОРА РАЗБОРКА И СБОРКА


Разборка

Блок «мотор-трансмиссия» извлечен из рамы скутера (см. Силовой агрегат — снятие и установка).

1. Сливаем масло из двигателя (см. Моторное масло — замена). ( Если не планируется разбирать картер двигателя (извлекать коленчатый вал), масло из двигателя можно не сливать )

2. Пассатижами снимаем пружинный хомут с шланга отвода картерных газов.

головок каталогу4

3. Снимаем со штуцера крышки головки цилиндра шланг отвода картерных газов.

головок каталогу5

4. Отворачиваем болты крепления крышки головки цилиндра.

головок каталогу6


головок каталогу7 

Перед снятием крышки головки цилиндра подставьте под нее емкость для сбора масла. В головке цилиндра всегда скапливается нето количество масла, то выльется при снятии крышки.

5. Снимаем крышку головки цилиндра.

головок каталогу8

6. Отворачиваем гайки крепления впускного патрубка.

головок каталогу9

7. Снимаем впускной патрубок в сборе с карбюратором и отводим кго в сторону. Для удобства проведения дальнейшей работы можно снять карбюратор в сборе с впускным патрубком, ослабив хомут патрубка воздушного фильтра (см. Карбюратор переменного разрежения — разборка, промывка и сборка).

случаях заменять0

8. Отворачиваем гайки выпускной трубы.

накладок транспортное

9. Отворачиваем все гайки и болты, крепящие глушитель к картеру силового агрегата и снимаем выпускную систему в сборе.

клапанов наиболее

10. Снимаем кожух охлаждкния цилиндра (см. Двухтактный мотор — разборка и сборка).

головок каталогу

Перед тем, как приступить к разборке механизма газораспределения, необходимо уточнить, как выставлены фазы ГРМ. Для этого устанавливаем поршень в ВМТ такта сжатия (см. Регулировка клапанных зазоров), при этом запоминаем, каким образом расположились установочные метки и кулачки на приводной звездочке распределительного вала. Это необходимо для того, чтобы при сборке не возникло трудностей с правильной установкой фаз ГРМ, если технология установки будет отличаться от стандартной.

11. Отворачиваем болт натяжителя цепи ГРМ.

случаях заменять

12. Извлекаем болт и пружину натяжителя цепи ГРМ.

гораздо обороты

13. Отворачиваем болты корпуса на-тяжителя цепи ГРМ.

головой животных

14. Снимаем натяжитель цепи ГРМ.

накладок транспортное

15. Отворачиваем гайки крепления опоры коромысел клапанов.

приходится ВЫПУСКА

16. Снимаем уплотнительные шайбы опоры коромысел.

амортизаторы набором

17. Снимаем опору коромысел в сборе.

накладок транспортное0

18. Снимакм цепь привода ГРМ со звездочки распределительного вала, придерживая ее так, чтобы она не провалилась в картер.

накладок транспортное1

19. Извлекаем распределительный вал из головки цилиндра, придерживая цепь ГРМ.

накладок транспортное2

20. Привязываем цепь ГРМ отрезком проволоки или шнурком к любому удобному месту на блоке. Это не позволит цепи упасть внутрь двигателя.

накладок транспортное3

21. Отворачиваем болты крепления головки цилиндра.

накладок транспортное4

22. Снимаем головку цилиндра, пропустив цепь ГРМ сквозь колодец, вместе с привязанной к ней проволокой.

накладок транспортное5


накладок транспортное6

Вероятно, головка окажется «прикипевшей» к цилиндру, и чтобы стронуть ее с места, будет необходимо нанести несколько легких ударов киянкой или резиновым молотком с боков. Категорически запрещается отрывать головку при помощи отверток или подобных инструментов! Это приведкт к деформации посадочных плоскостей цилиндра и головки и нарушению герметичности соединения.

23. Снимаем прокладку головки цилиндра.

накладок транспортное7

24. Извлекаем из цепного колодца успокоитель цепи ГРМ.

накладок транспортное8

25. Снимаем цилиндр со шпилек.

накладок транспортное9


клапанов наиболее0 

Вероятно, цилиндр, так же, как и головка, окажется прикипевшим к картеру. Чтобы стронуть его с места, необходимо так же нанести несколько легких ударов киянкой или резиновым молотком с боков, после чего снять цилиндр руками. Категорически запрещается отрывать цилиндр при помощи отверток или подобных инструментов! Это приведет к деформации посадочных плоскостей цилиндра и картера и нарушению герметичности соединения.


клапанов наиболее1

Перед тем, как приступить к последующим работам, рекомендуется закрыть кривошипную камеру чистой тканью или бумагой во избежание попадания в нее грязи и мелких деталей.

26. Снимаем прокладку цилиндра и, если она приклкилась к плоскостям цилиндра или картера, аккуратно счищаем остатки ножом, стараясь не поцарапать плоскости.

27. Извлекаем из бобышки поршня стопорные кольца, пользуясь тонкими плоскогубцами и шилом.

клапанов наиболее2

28. Извлекаем из поршня поршневой палец и снимаем поршень (подробнее см. Двухтактный мотор — разборка и сборка).

клапанов наиболее3

29. Дальнейшая разборка четырехтактного двигателя производится аналогично разборке двухтактного двигателя (см. Двухтактный мотор — разборка и сборка).

Дефектовка деталей ЦПГ производится аналогично дефектовке деталей двухтактного двигателя (см. Двухтактный мотор — разборка и сборка).

клапанов наиболее4

Маслосъемное кольцо заменяется, вместе с компрессионными.

.

     

 

 

Design Merzlyakov P. scootclub@ya.ru

Hosted by uCoz